Шаталова Марина Анатольевна
Консультация для воспитателей «Чему учат сказки и потешки»Консультация для воспитателей «Чему учат сказки и потешки». Подготовила воспитатель Шаталова М.А. Главная их роль – раннее овладение речью. Известно, что рифмованные слова запоминаются ребенком быстрее, их легче слушать, они привлекают внимание. И вот потешки, колыбельные мудрый народ создавал веками именно для самых маленьких. Повторение одних и тех же слов и звукосочетаний, их выделение ритмом, эмоциональное обращение привлекает внимание малыша, заставляет прислушиваться. В потешке многократно повторяются и особо выделяются отдельные звукосочетания: например, сочетание «те» - «тень - тень - потетень, сели куры на плетень» или «ра – ру» - «рано рано по утру пастушок ту-ру-ру-ру». Ребенок слышит, вычленяет это звукосочетание, запоминает его, а затем пытается повторить. Так потешки развивают сначала слуховое сосредоточение, а затем и речь. И не просто речь, а грамотную, красивую, певучую речь. Великий педагог К.Д.Ушинский считал, что поговорки, прибаутки, скороговорки развивают в детях чутье к звуковым красотам родного языка. Дети тоньше чувствуют оттенки речи. В будущем они красиво и правильно пишут и говорят. А еще потешки, поговорки и т.д. помогают расширять словарный запас ребенка благодаря словам, которые в повседневной речи не употребляются. Малыш интуитивно понимает их смысл и запоминает. Вторая роль этих маленьких стишков – познавательная. Все эти присказки и прибаутки, колыбельные и потешки помогают маленькому ребенку получить поистине энциклопедические знания. Так, именно из потешек ребенок впервые узнает о людях, явлениях, предметах, их свойствах: вода гасит огонь, лисичка охотится за зайцем, а зайка скачет, зимой он беленький, а летом серенький, лисичка хитрая, ну и т.д. Третий урок – урок нравственности, морали. Понятие интеллект включает в себя не только логику и знания, но еще и некую житейскую мудрость: умение общаться, добиваться своего, умение нравиться. И тут без морали, без понятия «хорошо-плохо» - никуда. Поэтому в колыбельных и потешках содержатся первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого, и была наказана. А, например, знаменитая присказка про сороку-ворону не только представляет собой легкий массаж детской ладошки, но и рассказывает о пользе труда. Фольклор – это и своеобразный урок здоровья. Это, конечно, к интеллекту не очень относится, но, как говорится, в здоровом теле – здоровый дух. Ведь приучить малыша чистить зубы, умываться, объяснить, что нужно пить молоко и кушать кашу, порой ох как непросто. И лучше не тратить время на нудные внушения о пользе здорового питания, а спеть простую песенку. Например, колыбельная про волчка , который хватает за бочок, приучает ребенка спать в удобной позе, не абы как, на краешке постели. А бодатая коза грозит рогами тем, «кто каши не ест, молока не пьет…» И это еще не все. Перечислять удивительные развивающие свойства народных стишков и песенок можно до бесконечности. Это, например, и развитие чувства ритма: «Большие ноги шли по дороге: топ – топ – топ, топ – топ – топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ». А еще с помощью таких нехитрых стишков и приговорок мама может развивать у малыша чувство уверенности в себе: в колыбельных и потешках рассказывается, каким красивым, умным, богатым и здоровым растет малыш, а это своего рода внушение, будущая программа поведения, или «настрой победителя», как принято выражаться в узких психологических кругах. 21 ноября 2017 в 18:29
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.